Первый Международный съезд регентов и певчих

        Первый Международный съезд регентов и певчихС 30 ноября по 2 декабря 2016 года в Москве проходил Первый Международный съезд регентов и певчих.

         Открывая работу съезда, регент храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве и одна из вдохновителей и организаторов мероприятия Варвара Волкова сказала о его основных целях: «Мы не решим все проблемы, но поставим вопросы и будем их обсуждать».

Настоятель Богоявленского Елоховского собора протоиерей Александр Агейкин добавил, что цель форума - стать началом большой работы, чтобы «каждый, кто связал жизнь с регентским искусством или церковным пением, знал,  что может обратиться к сообществу братьев и сестер, которые его поддержат и помогут».

Сразу были озвучены правила съезда: каждый участник может написать в записке любой интересующий его вопрос и передать организатором с тем, чтобы после вопрос обсудили во время заседаний или круглых столов.  Итак, участвуют все, повестку дня формируют все, решения ищут вместе.

Уже в первый день работы съезда оказывается, что каждый доклад имеет две составляющих - собственно про регентско-певческое искусство и про богословие и жизнь Церкви в целом. Да и как иначе, если  пение сопровождает богослужение и хор воспроизводит тексты, в которых содержатся церковные каноны и драгоценные сокровища церковного Предания?

Ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий сделал первый доклад - «Вопросы и задачи регентско-певческого образования в Русской Православной Церкви». Владыка отмечает, что сегодня на форуме собрались представители около 20 стран. Он говорит о том, что для церковных композиторов необходимо не только знакомство с музыкальными дисциплинами, но и опытное знание молитвы, а регенты и певчие должны сочетать в себе личную жизнь во Христе и высокое профессиональное мастерство.  По-другому никак.

Он говорит об основных проблемах, с которыми сталкиваются на клиросе - уровень профессионализма, необходимость комплектации церковных хоров, проблемы с поиском нот и так далее. Сегодня наряду с ними стоит большая задача - разработка и унификация стандартов церковного музыкального образования и создание вертикали регентского образования.  Отсюда - необходимость разработки современных учебных программ, пособий и так далее. Большая работа ради того, чтобы повысить уровень качества образования будущих регентов церковных хоров и певчих.

«Необходимо соборное видение дальнейших путей развития регентско-певческого искусства», - заключил владыка после рассказа об истории становления регентского образования в СПбДА. Он говорит о том, что СПбДА готова стать одной из площадок для обмена опытом и мнениями и повышения профессионального уровня церковных певчих и регентов и что необходимо создать постоянный координационный орган, который будет отслеживать и регулировать всю это большую работу.

Декан факультета Церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Алексий Емельянов представляет доклад «Регентское образование в православном вузе: диалог церковного и светского образования».

Он подробно описал опыт обучения регентов в ПСТГУ на факультете церковного пения. Ценность опыта - в практике совмещения светского хорового и церковно-певческого образования. В результате выпускники получают дипломы государственного образца, но при этом обладают необходимыми именно для организации церковного пения навыками и квалификацией. Отец Алексий уверен, что в полноте такое совмещение учебных программ возможно только на базе церковного вуза, когда во главу угла ставится церковная жизнь и приобретение специфических, необходимых именно для клироса навыков и знаний.

Опрос выпускников показывает, что из 20 состоявшихся выпусков 95% воспитанников факультета церковного пения ПСТГУ трудились и трудятся именно на клиросе. Две трети из них имеют опыт работы в различных образовательных учреждениях - семинариях, музыкальных училищах, детских садах и музыкальных школах. Они трудятся в 20 епархиях, в храмах Таиланда и Иерусалима, что свидетельствует о востребованности регентов с высшим государственным образованием.

За все года только 3% выпускников пожелали сменить специальность.

На данный момент примерно третья часть выпускников, которые несли клиросное послушание, находится в отпуске по уходу за детьми. «Они переходят от управления церковным хором к управлению домашней церковью», - с улыбкой замечает протоиерей Алексий.

Преподаватель регентского отделения СПбДА, регент Николо-Богоявленского морского собора (Санкт-Петербург) Раиса Геннадьевна Гундяева рассказала о том, как осуществляется переход на стандарты высшего профессионального музыкального образования в Регентском отделении Санкт-Петербургской духовной академии.

«Основная задача в связи с получением государственной аккредитации - выпускать достойных студентов регентского отделения, которые могли бы нести свои профессиональные навыки в другие епархии и учебные заведения», - сказала Раиса Геннадьевна.

Цель отделения - готовить не только певчих и регентов, но и преподавателей, отсюда - высокие требования к учащимся и вдумчивая и кропотливая работа по созданию максимально подходящих под выполнение этой задачи программ. К примеру, обнаружив, что певчим на практике недостает навыков чтения с листа, в СПбДА делали упор на развитии этого профессионального навыка. А чтобы будущие преподаватели максимально полно представляли себе исторический контекст развития богослужебной музыки, включили в программу - помимо обычного ее содержания - музыкальную литературу Ветхого Завета в соответствии с имеющимися по этой теме данными. Помимо профессиональных предметов, будущие регенты глубоко изучают нравственное и догматическое богословие, а также, начиная с третьего курса, активно практикуются за богослужениями в академическом храме.

Маковцова Ольга Михайловна - проректор Смоленского меж епархиального духовного училища -  представила сообщение об истории стандартизации среднего музыкального духовного образования и поделилась опытом Смоленской епархии.

Протоиерей Димитрий Болгарский зачитал доклад «Традиции образования Киевской богослужебно-певческой школы». Он говорил о том, что в основе этой певческой школы - синтез молитвы и профессионализма, ориентация на партесные, то есть авторские, а не древние песнопения. Сама школа складывается из двух больших певческих традиций - монашеского пения в Киево-Печерской лавре и академического пения Киево-Могилянской академии.  

Историческая справка - еще не все: впереди собравшихся ждал удивительный мастер-класс.

Протоиерей Владимир Янгичер представил доклад - мастер-класс.

«Хор - посредник между святоотеческим преданием и молящимися в храме», - говорил отец Владимир.

В иконописи есть каноны, богословские труды опираются на догматы, так и в церковном пении и искусстве регента должны быть своя система правил - «канон исполнения богослужебных песнопений в области церковного пения». Критерия два: ничего личного и ничего лишнего. Отсюда - простота жестов читка, которые использует регент.

Отец Владимир обратил внимание на разницу между церковным и светским искусством:

«Светская музыка отражает состояние души, церковная - состояние духа. Это разные сферы жизни, которые имеют различные задачи и последствия. У них имеются области взаимного пересечения, и в них есть опасность подмены духовной молитвы изображением молитвенного состояния. То есть духовное состояние подменяется прелестным, от которого беречься нас предупреждает весь святоотеческий опыт. Светские дирижеры мыслят музыкально, а на уровне церковного пения мы учим мышлению словесному, при котором мелодия - только носитель драгоценных смыслов».

Первая часть работы съезда увенчалась двумя мастер-классами. Сводный хор певчих из разных храмов должен был прямо на сцене разучить песнопения под управлением незнакомых регентов. Род открытого урока, который происходил на сцене Зала Церковных Соборов, а наблюдали и слушатели остальные участники съезда.

Первый - от преподавателя СПбДА  Антона Александровича Максимова. Спокойный, вдумчивый, неторопливый. За время импровизированной репетиции у слушателей была возможность сполна понять, что не устраивало регента, какой плавности звука, ритма дыхания и интонации он требовал от хора, на какие нюансы обращал внимание, как аккуратно и бережно обращался с хором.

Второй - экспрессивный, энергичный - от протоиерей Димитрия Болгарского. По словам одной из вдохновителей и организаторов съезда, регента храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве Варвары Волковой, он дал возможность собравшимся увидеть, что же такое настоящий киевский распев и как к нему следует подходить. Словами передать атмосферу проведенной отцом Димитрием репетиции очень сложно, многие собравшиеся снимали происходящее на планшеты и телефоны, фотографы то и дело поднимались на сцену, чтобы запечатлеть регента и выражение лиц певчих.

- Басы! Басы, простите, но Вы мне нужны стоя. Да. Уж потерпите немного, - говорил, то подходя, то на два шага отступая от хора, протоиерей Димитрий. - Вдохнули, так… На первую ноту не набрасываемся… А тут басы накрывают остальной хор, поем широко, по-казацки. Мне нужна лавина, волна! В смысле, волна, а не цунами!

Объяснения о громкости и окраске звука перемежаются с рассказами о монастырской жизни, цитатами из Священного Писания, воспоминаниями об учителях священника из Киевской Консерватории… Хор поет, отец Димитрий размахивает руками, наглядно представляя широту казацкой души, перекрикивает, показывая, какой характер должен иметь последующий звук, подбегает то к басам, то к тенорам и сопрано и со всей силой жестами направляет их туда, куда, по его мнению нужно. Хор разучивает два богослужебных песнопения. И исполнение обоих оканчивается оглушительными аплодисментами и даже криками из зала. Радость видеть, как человек живет в своем деле, глубоко чувствует музыку, через нее раскрывает певчим и всем богословские догматы и истины, переживает за каждый вздох и каждую ноту поющих.

 

По материалам Портала Учебного Комитета РПЦ.

Яндекс.Метрика
Техническая поддержка сайта
Copyright 2013 - 2017. При копировании материалов ссылка обязательна.
Евангелие дня (аудио)