Вознесение Господне

Вознесение ГосподнеСобытие Вознесения Господня сложно в толковании не только по причине минимума Евангельских сведений, но и по своему духовному смыслу. Всё, что мы знаем, рассматривая благую весть исторически, - это то, что «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк., 16, 19). Евангелист Лука уточняет, что  «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк., 24, 51).

Между тем, празднование Вознесения Господня имеет глубинный духовный смысл. В Неделю о слепом рассудительно было бы заручиться важным деянием Христа – исцелением слепорожденного. Это одно из множества чудес, явленных миру. Это чудо, которое необъяснимо с научной, гностической точки зрения, но это непреложный факт. Тем не менее, оно не было принято фарисеями, и исцелённый впоследствии был сильно испытуем и искушаем. Причина того была весьма проста: принять чудо, значит принять Того, кто его совершил, а это значит, признать собственную несостоятельность и беспомощность, отказаться от книжничества и законничества, разрушить химеру своей власти над миром (обществом).

Точно также и Вознесение Господне из века в век не входит в стандартные рамки человеческого (дебелого) восприятия. Многим (даже христианам по имени) не совсем ясно, как такое возможно и что всё это значит. Зачастую рациональный разум торжествует над верой и это весьма печально. Ибо, если мы не принимаем Вознесения, то не принимаем и Воскресения, и, следовательно, не верим в жизнь вечную. Вознесение не может истолковываться с точки зрения внутренней, метафизической возможности произошедшего. Это означало бы низведение его в ряд естественных явлений. Но это не так. По этому поводу стоит упомянуть объяснение Св.Григория Нисского на невозможность Моисею узреть лицо Бога: «не становись лицом к лицу перед ведущим, потому что тогда шествие твое непременно будет в противоположную сторону, - доброе не в лицо смотрит доброму, но следует за ним».

Вознесение Господне указует нам грешным на реальную возможность спасения. Тут следует вспомнить знаменитую формулу Св.Афанасия Великого: «Сын Божий соделался сыном человеческим для того, чтобы сыны человеческие соделались сынами Божиими». Поскольку Господь воплотился в человеческой плоти, принял на себя все эти «кожаные ризы», кроме греха, то своим Вознесением он воочию показывает нам возможность перерождения нашего плотяного тела в духовное, в совершенно иную материю для восхождения на небо. Иными словами, следуя за Христом, исполняя слово Божие, невзирая на грехопадение наших прародителей, мы также в состоянии приобрести божественное тело, стать Его причастниками уже в Церкви небесной.

Вознесения просто не могло не быть. Когда каждый человек возвращается домой после долгой разлуки – это праздник. Сын Божий, который «то же, что и Отец», посредством Вознесения возвращается в место своего вневременного бытия. Тем самым Господь как бы замыкает круг своего пребывания на грешной земле, где «смертию смерть разрушив» и освободив нас от рабства греху, отдал за жизнь всех Своё тело. Вознесение Господне является прообразом восхождения исцелённой души, которая подобно невольнику бежит в родную землю. Именно для этого восхождения верующие запасаются благодатью, своего рода «всем необходимым» в виде причащения Тела и Крови Христовых, становясь Его «сотелесниками».

Вознесение Господне по мысли Св.Кирилла Александрийского ещё раз доказывает, что «Христос вступает в бой как человек, а побеждает как Бог». Таким образом, праздник Вознесения подтверждает истинность православной христологии, отметая все еретические учения дипросопического характера о разделении природ Христа. Разве может человек не испытывать радости от осознания истинности своей веры?

Псалмопевец Давид вопрошает: «Кто взыдет на гору Господню?» Другими словами: «Кто сможет повторить путь Христа?» Ответ прост и лаконичен: «Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему», т.е. «тот, кто не повинен руками и чист сердцем, кто не принял суеты в душу свою и не клялся лукаво ближнему своему» (Пс., 23,4)

Коль скоро под воздействием Святого Духа мы делаемся сообразными Христу, то это делает невозможным служение двум господам. Для достижения горнего мы должны трезвенно работать над делом своего спасения. Поскольку «вера без дел мертва есть», мы на этом пути обязаны подвизаться в добродетели и следовать евангельским заповедям. Вознесение Господне в анагогическом смысле призывает нас к духовному возрастанию, дабы мы не превратились в тех самых «мертвецов», «приложися скотом несмысленным и уподобися им», которым оставлено «погребать своих мертвецов». По словам Св.Василия Великого «не потерпим того, чтобы погибнуть вместе с таковыми, но, убоявшись тяжкого Суда и имея пред очами страшный день воздаяния Господня, не пожелаем погибнуть вместе с чужими грехами».

С праздником Вознесения Господня!

Яндекс.Метрика
Техническая поддержка сайта
Copyright 2013 - 2018. При копировании материалов ссылка обязательна.
Евангелие дня (аудио)