Четверг Великого канона

Новости  
15.04.2021 12:33
Печать

Четверг Великого канона   Вели́кий кано́н (греч. μέγας κανών) - православное гимнографическое произведение, написанное Андреем Критским. Текст канона находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих.

Великий покаянный канон - один из наиболее ранних канонов, поэтому его отличают некоторые особенности: он представляет собой собрание припевов, или тропарей, к библейским песням. Ирмосы представляют собой стихи из библейских песней, редко дополненные песнописцем. Великий канон содержит девять песней, это один из немногих канонов, сохранивших в наше время вторую песнь.

Почти в каждой песне канона можно выделить две части: первая - беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; вторая - молитвенный вопль к Богу о помиловании. Для обзора своих грехов он рассматривает библейскую историю: в восьми песнях преимущественно Ветхий Завет и в 1-7-й песнях эпизодически, преимущественно в конце восьмой и в девятой - Новый Завет, указывая на примеры грехов и грешников в укоризну своей душе за подражание им и приводя праведников как положительные примеры для подражания. Святой видит себя глубоко грешным человеком, превзошедшим прочих во грехе.

К канону примыкают два ряда песнопений: 16 тропарей «Блаженн» (видимо, составленных вместе с каноном) и 24 алфавитных стихир (имеющих алфавитный акростих), ныне читаемых или поющихся на Господи, воззвах.

Синаксарь связывает составление Великого канона с житием преподобной Марии Египетской.

Впервые богослужебное употребление Великого канона зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе и других. Сам канон появился уже в древнейших дошедших до нас Постных триодях (X-XI века). По этим источникам, его пение было предписано на пятой седмице Великого поста, но день седмицы изменяется.

Согласно Иерусалимскому Типикону, используемому в настоящее время в Русской церкви, Великий канон читается только во время Великого поста:

Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимо́н (или мефимо́н, др.-греч. μεθ' ήμών - «с нами»). Такое название служба получила потому, что на ней поются на два хора антифонным пением фразы из стихов восьмой и девятой глав Книги пророка Исайи (Ис. 8:8-18, Ис. 9:2-7), к каждой из которых припев: «Я́ко с на́ми Бог» (др.-греч. Ὅτι μεθ' ἡμῶν ὁ Θεός). Поскольку на Руси до середины XV века митрополитами были греки и отдельные песнопения исполнялись на древнегреческом, в том числе: Кирие элейсон и «Яко с нами Бог», то русские люди дали самобытное название данной службе «мефимон», или «ефимон», которое в дальнейшем закрепилось в народном просторечии.

Богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название Мари́ино, или Ма́рьино стояние из-за чтения за этой службой жития преподобной Марии Египетской, которое разделяется пением Великого канона, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии (эти тропари добавляются к Покаянному канону также в среду и четверг первой седмицы Великого поста). Эти тропари, а также тропари самому Андрею Критскому появились как добавление к Великому канону в отдельных рукописях после XI века.

Согласно Уставу, на каждый тропарь канона положено совершать по 3 метания (малых поклона).